Это должно было сбить цены, однако по факту в некоторых случаях они даже выросли. Как объясняли эксперты, это случилось из-за отсутствия ликвидных предложений на рынке. Портал Drom.ru подсчитывал, что средняя цена подержанной машины в возрасте трех лет составляет 2,7 млн рублей. Несмотря на это, продажи на вторичном рынке достигли 5 млн машин по итогам прошлого года, в то время как на первичном — всего 670 тыс. автомобилей.

Эксперт «Открытие Авто» Александр Потапов рассказал, что смещение спроса в сторону автомобилей с пробегом сохранится и в 2023 году, который, впрочем, будет непростым для авторитейла. Он добавил, что запас машин европейских марок на складах почти исчерпан. Конечно, заработал параллельный импорт, но по такой схеме ввозится недостаточное количество машин — этого мало для удовлетворения потребностей рынка.

Александр Потапов добавил, в компании ожидают, что спрос, в том числе отложенный, переключится на новую автомобильную реальность: запасы дилеров закончатся, новые машины будут привозить по параллельному импорту в недостаточном количестве, российский рынок будет состоять из машин отечественных брендов. Кроме того, продолжит расти популярный сегмент автомобилей с пробегом, а российский автопарк будет стареть.

Во многом рост предложения на рынке автомобилей с пробегом, который начался еще в конце декабря, связан с параллельным импортом. Дело в том, машины, которые привозят в Россию по схеме параллельного импорта, выставляются на продажу как подержанные. Это связано с тем, что большинство автомобилей завозится с помощью физических лиц, так как им это делать проще, чем дилерам.

Однако с февраля 2023 года у физических лиц появятся новые сложности: им опять придется ставить на автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС. Ее оператор рассчитывает, что в 2023 году к системе будет подключаться примерно по 5 тыс. автомобилей ежемесячно. Однако это же может затруднить процесс поставки автомобилей, считает президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов. Он пояснил, что любые дополнительные этапы, как правило, увеличивают сроки.

С прошлого лета практически все автомобили, которые привезли в Россию по параллельному импорту, не оснащались системой ЭРА-ГЛОНАСС. Но с февраля за такую кнопку придется доплачивать, это ляжет на плечи покупателей, добавил Владимир Попов в разговоре с газетой «Коммерсантъ». Так что предпосылок для снижения цен на машины нет, заявил эксперт. В свою очередь, гендиректор компании Fresh Auto Денис Мигаль делает более осторожные прогнозы: «только ленивый не кинулся ввозить автомобили». Они, как правило, закладывают какую-то огромную маржу, что-то около 20–30 процентов, думая, что так и должно быть, пояснил эксперт.

Через пару-тройку месяцев все непрофессионалы уйдут со вторичного рынка, и он опять станет более стабильным. Денис Мигаль пояснил, что спрос все-таки действительно есть, но и дефицит машин присутствует. Однако это не говорит о том, что такие автомобили можно продавать за любые суммы, так как доходы населения за последние годы не увеличивались.

Впрочем, в актуальных условиях действующие таможенные пошлины и расходы на логистику приводят к тому, что привозить в РФ автомобили дешевле 2 миллионов рублей невыгодно, отмечают эксперты рынка, поэтому они предлагают в 2023 году забыть про такое понятие, как дешевые машины, даже на вторичном рынке.