Если в автомобиле долго не менять антифриз: что будет с машиной

0 38

Если в автомобиле долго не менять антифриз: что будет с машиной

Жидкостная система охлаждения двигателя автомобиля является достаточно эффективной и позволяет поддерживать оптимальную температуру силового агрегата во всех режимах его работы. Рабочей жидкостью в такой системе является охлаждающая жидкость — антифриз.

Важно понимать, что срок службы антифриза ограничен. В случае если долго не менять антифриз в автомобиле, последствия могут быть следующими:

  • активная коррозия элементов системы охлаждения, коррозия каналов в БЦ И ГБЦ;
  • ухудшение теплоотвода от двигателя, перегревы (в том числе и локальные);
  • закупоривание тонких каналов в системе охлаждения и в двигателе;
  • сбои в работе термостата, разрушение крыльчатки помпы.

Оптимально менять антифриз каждые 3-4 года, если необходимость такой замены не наступает раньше. При этом важно учитывать целый ряд особенностей и факторов, которые могут  указывать на необходимость немедленной замены антифриза независимо от срока его использования. Подробнее читайте в нашей статье.

Что такое антифриз автомобильный

Если в автомобиле долго не менять антифриз: что будет с машиной

Антифриз – общее наименование для жидкостей, которые не замерзают при низкой температуре. Применительно к автомобилю, это незамерзающая жидкость системы охлаждения двигателя. Основное назначение антифриза – эффективно отводить тепло от двигателя и не замерзать при низких температурах во время простоя автомобиля.

В отличие от воды, которая также эффективно отводит тепло, но замерзает уже при нулевой температуре, антифриз может использоваться при температурах до -50 градусов по Цельсию и ниже. Подобное свойство позволяет избежать рисков расширения жидкости при замерзании и разрушения каналов системы охлаждения и самого двигателя.

Автомобильный антифриз — это смесь дистиллированной воды и этиленгликоля или пропиленгликоля, а также пакет активных присадок (антикоррозионные, противопенные) и дополнительных компонентов (например, флуоресцентные добавки для обнаружения протечек).

В свою очередь, этиленгликоль или пропиленгликоль представляет собой простой двухатомный спирт, которые препятствует замерзанию воды. Как правило, антифриз (концентрат) смешивают с дистиллированной водой в пропорции 50:50. 

В целом, антифриз хорошо отводит тепло, не замерзает, защищает внутренние поверхности, элементы и каналы системы охлаждения (трубки, радиаторы, помпа, каналы в головке блока и блоке цилиндров) от коррозии, образования накипи и отложений.

Срок службы антифриза и когда его менять

Если в автомобиле долго не менять антифриз: что будет с машиной

Антифризы бывают разными, могут отличаться по типу, пакетам присадок и качеству.  В свою очередь, это сильно влияет на общий срок службы охлаждающей жидкости.  Также в процессе эксплуатации автомобиля активные присадки в охлаждающей жидкости постепенно разрушаются. Это значит, что любая даже самая качественная охлаждающая жидкость подлежит замене.   

Что касается самих автопроизводителей, срок службы рекомендуемых к использованию в том или ином автомобиле антифризов может сильно отличаться. У одного производителя можно встретить жидкости, залитые на весь срок службы авто (замена антифриза по регламенту не предусмотрена), тогда как  у другого изготовителя приведены четкие ограничения по времени или даже по пробегу 4-5 пять лет или 100-150 тыс. км пробега.

Прежде всего, это зависит от типа охлаждающей жидкости.  Дело в том, что антифризы бывают как самыми дешевыми (класс G11) с минимальным пакетом присадок, так и наиболее современными и дорогими (G13 и выше). В первом случае срок годности составляет не более 3-4 лет.

Во втором случае антифриз может успешно работать в двигателе годами (минимум 10 лет) и оставаться эффективным на протяжении нескольких сотен тысяч километров. Некоторые производители по этой причине относят такую жидкость к классу «на весь срок службы авто».  

Как может показаться на первый взгляд, достаточно залить в систему такой современный состав и про замену антифриза можно забыть. На практике, дела обстоят несколько иначе. Начнем с того, что важно учитывать следующее:

  • далеко не каждая система охлаждения двигателя полностью совместима с антифризами последних поколений;
  • максимальный срок службы антифриза достигается только при условии заправки такой жидкостью нового автомобиля без пробега.

В ряде случаев попытка залить самый новый тип антифриза  для того, чтобы его потом долго не менять, может привести к определенным последствиям для машины. Присадки в антифризе могут быть несовместимы с определенными материалами, которые использованы на конкретной модели авто.

Если просто, вместо эффективной защиты неподходящий антифриз может разъедать радиаторы, патрубки, забивать каналы и т.п. По этой причине важно заливать в автомобиль только тот состав, который рекомендован самим изготовителем автомобиля или аналог с подходящими свойствами.

Также важно учитывать, что если автомобиль с пробегом и в систему ранее уже был залит какой-либо антифриз, при замене жидкости часть старого антифриза все равно остается в системе и полностью слить его не удается. Происходит частичное смешивание, которое сокращает срок службы новой охлаждающей жидкости.

По этой причине рекомендована промывка системы охлаждения пред заменой антифриза, однако даже такая процедура не позволяет утверждать, что  свежая жидкость будет иметь максимальный срок службы.

Как показывает практика, в зависимости от типа жидкости, которая залита в систему,  рекомендуется менять антифриз каждые 2 года или максимум 5 лет или 75-100 тыс. км пробега. Также важно следить за прямыми и косвенными признаками, которые указывают на необходимость внеплановой замены антифриза.   

Как понять что пора менять антифриз: признаки срочной замены

Если в автомобиле долго не менять антифриз: что будет с машиной

Признаки, которые указывают на необходимость замены антифриза, нельзя игнорировать. Более того, появление таких признаков для срочной замены антифриза является сигналом к действию, так как последствия могут быть серьезными.

Срочно менять антифриз нужно в следующих случаях:

  • на горловине расширительного бачка накапливается паста, похожая на желе — такие отложения говорят о том, что пакет присадок не работает;
  • наличие хлопьев, осадок, антифриз сильно пенится – в систему залита некачественная жидкость или произошло смешивание разных типов антифризов при доливе;
  • масляные разводы на поверхности антифриза в бачке — моторное масло попадает в систему охлаждения, нужно устранить причину и заменить охлаждающую жидкость (ОЖ);
  • частицы металла, изменение цвета антифриза (рыжий, черный) – активная коррозия и разрушение элементов системы охлаждения, металлических и/или резиновых);
  • антифриз сильно загустел – жидкость изначально некачественная или имеет большой срок службы,  загустение в результате долива неочищенной воды, потеря свойств; 
  • система охлаждения негерметична – попадание воздуха и влаги снаружи ухудшает свойства ОЖ, нужна замена антифриза даже после герметизации.

Более того, даже если на данный момент качество ОЖ никак не отражается на общей работоспособности машины (двигатель не перегревается в жару, печка нормально дует в салоне горячим воздухом зимой), за состоянием охлаждающей жидкости нужно следить.

Если же водитель замечает, но продолжает игнорировать рассмотренные выше признаки,  последствия для авто будут достаточно серьезными и проявятся через небольшой промежуток времени.

Что будет если не менять антифриз: последствия для машины

Если в автомобиле долго не менять антифриз: что будет с машиной

Чтобы понять, что будет, если долго не менять антифриз в автомобиле, достаточно представить себе тонкие каналы радиатора системы охлаждения и каналы в самом двигателе, покрытые желеобразными отложениями и разрушенные коррозией. Так происходит, если с охлаждающей жидкостью проблемы, изменился ее свойства/состав или она слишком старая. Такая ОЖ сначала начинает быстро деградировать и далее не выполняет своих функций.

Деградация выражается в том, что присадки больше не защищают элементы и каналы системы охлаждения от коррозии. Более того, формируются отложения на стенках каналов системы охлаждения. Результат — металл буквально  проедает до «раковин», параллельно происходит закупорка узких каналов.  При этом цвет антифриза может долгое время не меняться, что, к сожалению, никак не гарантирует сохранение свойств жидкости.

Если запустить процессы  деградации и не менять антифриз, проблема будет комплексной, так как страдают:

  • каналы головки блока и блока цилиндров;
  • радиатор охлаждения;
  • водяной насос системы охлаждения (помпа);
  • термостат;
  • радиатор печки и т.д.

Более того, двигатель может локально перегреваться, так как снижается эффективность работы системы охлаждения в целом. Проблема локальных перегревов малозаметна, так как общая температура мотора не меняется, датчики температуры двигателя зачастую не реагируют.

При этом локальный перегрев приводит к сильнейшему износу (вплоть до разрушения) перегретых участков. Если же появляются течи (например, потекла помпа или радиатор), существует риск прямого перегрева ДВС.  

Полезные советы

Если в автомобиле долго не менять антифриз: что будет с машиной

Нельзя исключать определенные поломки самого мотора, которые ухудшают качество антифриза (попадание масла), а также ошибки или вынужденные меры в процессе эксплуатации (долив неочищенной воды, смешивание  несовместимых антифризов разных типов, устранение течей путем добавления в антифриз герметика для системы охлаждения типа «стоп-течь» и т.п.). Если подобные проблемы были выявлены, после их устранения антифриз нужно заменить с промывкой в обязательном порядке.

Также необходимо тщательно промыть систему в том случае, когда охлаждающую жидкость давно не меняли или в антифризе появилась ржавчина и отложения. При этом промывку можно  сделать при помощи обычной дистиллированной воды, однако лучше воспользоваться специальными составами для промывки системы охлаждения автомобиля.

Если в автомобиле долго не менять антифриз: что будет с машиной

Рекомендуем также прочитать статью о том, какое масло лучше заливать в двигатель автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о правильном подборе моторных масел по вязкости, а так же на какие особенности, требования и рекомендации следует обращать внимание при выборе масла для двигателя автомобиля. Если  автовладелец использует антифриз оного типа и от одного производителя, а также регулярно его меняет, промывать систему  можно через одну замену охлаждающей жидкости. Если же происходит смена класса антифриза или система была сильно загрязнена, промывка обязательна!

Подбирать антифриз нужно с учетом рекомендаций производителя автомобиля. Также оптимально не использовать максимально концентрированный состав,  если нет никакой необходимости в высокой концентрации антифриза.

Дело в том, что антифриз с температурой замерзания -60С для эксплуатации в  регионе, где никогда не бывает холоднее -20 будет слишком концентрированным. Высокая концентрация означает, что жидкость агрессивно воздействует на резиновые патрубки, шланги и другие элементы системы охлаждения.

Что в итоге

Как видно, антифриз является жидкостью, которая не только охлаждает мотор, но и выполняет целый ряд дополнительных функций:  зашита от коррозии металлических элементов и поверхностей, очистка тонких каналов системы охлаждения, защита резиновых деталей и т.д.

По этой причине необходимо постоянно контролировать уровень антифриза, следить за концентрацией состава (измерять плотность при помощи ареометра), оценивать состояние охлаждающей жидкости по цвету, наличию примесей и т.д. Отдельно внимание следует уделять признакам деградации антифриза, которые мы рассматривали выше.

Если в автомобиле долго не менять антифриз: что будет с машиной

Рекомендуем также прочитать статью о том, чем и как промыть систему охлаждения двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах промывки системы охлаждения перед заменой антифриза, а также на что следует обратить внимание в рамках выполнения данной процедуры.

Напоследок отметим, что  если машина эксплуатируется в сложных  и тяжелых условиях (высокие нагрузки на мотор, большие пробеги и т.д.), оптимально использовать самый высокий из допустимых классов антифриза. При этом стоит сократить интервалы замены антифриза до 60-80 тыс. км пробега или 1 раза в 3 года. 

Такой подход позволит держать систему охлаждения в чистоте, избежать коррозии внутренних полостей, а также увеличить ресурс  помпы, радиатора, термостата и других элементов из металла и резины. Параллельно будет достигнута максимальная эффективность работы системы охлаждения. В свою очередь, работа при оптимальных температурах без перегревов (как общих, так и скрытых локальных)  заметно увеличивает моторесурс двигателя автомобиля. 

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.