Как ездить на автомобиле с «роботом» — несколько советов, которые продлят жизнь КПП
фото: © B. Naumkin
Водителям подсказали, как продлить срок службы роботизированной коробки передач
В последние годы автомобили с роботизированной коробкой передач (РКПП) набирают популярность. Однако, как и любая сложная техника, «робот» требует аккуратного обращения для продления его срока службы и предотвращения дорогостоящего ремонта. В этой статье мы расскажем, как правильно эксплуатировать автомобиль с роботизированной трансмиссией, чтобы минимизировать износ и избежать преждевременных поломок.
С точки зрения водителя, роботизированные коробки передач функционируют почти как «автомат». Для начала движения достаточно нажать педаль тормоза, перевести селектор КПП в режим Drive (или Reverse для заднего хода) и можно переходить к педали газа. Однако по своей конструкции «робот» напоминает МКПП, но управление переключением передач и сцеплением выполняется автоматически. Из-за особенностей конструкции «роботы» требуют особого подхода в эксплуатации.
Существует два типа роботизированных коробок передач: с одним сцеплением (автоматизированные) и с двумя (преселективные). Первые более простые и дешёвые, по конструкции ближе к механической коробке, дополненной сервоприводами и электроникой. Преселективные коробки сложнее — это как две механики в одном корпусе: одна управляет четными передачами, другая — нечетными. Переключения в такой коробке происходят быстрее и без разрыва мощности, так как следующая передача в нужный момент уже готова включиться.
Как ездить на автомобиле с «роботом»
Основные правила эксплуатации РКПП схожи с теми, что применимы для классической автоматической коробки передач.
Не стоит одновременно нажимать на педали тормоза и газа в режиме Drive. Конечно, современные «роботы» менее чувствительны к этому, чем АКПП, так как могут автоматически размыкать сцепления, а у некоторых есть функция Launch Control для быстрого старта. Но при этом автомобиль стартует с высоких оборотов, что увеличивает нагрузку на трансмиссию и сокращает её ресурс. После нескольких таких стартов подряд электроника может переключиться в щадящий режим для охлаждения сцепления и коробки.
Используйте ручной режим во время движения в пробке. Для экономии топлива роботизированная коробка передач часто быстро переключается с первой на вторую передачу при трогании с места. Если затем водитель тормозит или не ускоряется, система возвращается на первую передачу. Такой стиль вождения, характерный для движения в пробках, увеличивает нагрузку на коробку передач, что может привести к перегреву сцепления и ускоренному износу мехатроники из-за частых переключений. В пробке можно переключить РКПП в ручной режим, чтобы трогаться исключительно на первой передаче. Хотя при этом обороты двигателя будут выше, такой режим является более щадящим для трансмиссии.
Не переключайте режимы Drive, Parking и Reverse до полной остановки автомобиля. Также полезно делать небольшие паузы между переключениями. Хотя «роботы» быстро переключают передачи, изменение режимов требует времени, и резкие переключения могут негативно сказаться на трансмиссии.
Избегайте резкого старта с полным газом. Правило плавного начала движения, актуальное для «автоматов», применимо и здесь — это снижает нагрузку на сцепление и продлевает его срок службы.
Не используйте автомобиль с «роботом» на тяжелом бездорожье, если нет понижающей передачи. В условиях, где требуется высокий крутящий момент, электроника РКПП вынуждена работать с пробуксовкой сцепления, что может привести к его перегреву и быстрому износу.
Не переводите коробку в режим N (нейтраль) для движения накатом. В случае с «роботом» это не приведет к экономии топлива, а возврат в режим Drive может увеличить износ сцепления.
При буксировке тяжелого прицепа старайтесь двигаться плавно. Резкие ускорения и торможения увеличивают нагрузку на коробку передач, что может привести к её повреждению.
Регулярное обслуживание
Регулярная проверка и обслуживание — залог долгой работы РКПП. Необходимо регулярно менять масло в коробке передач, следить за состоянием фильтров и проверять сцепление и актуаторы. Износ этих элементов может привести к серьезным проблемам. Кроме того, многие роботизированные коробки оснащены радиатором для охлаждения масла, который нужно очищать от грязи и пыли хотя бы несколько раз в год, чтобы не снизилась эффективность охлаждения.
Если вы замечаете такие признаки, как задержка при переключении передач, рывки или посторонние шумы, стоит немедленно обратиться к специалисту. Раннее обнаружение проблем поможет избежать серьёзных поломок и дорогого ремонта.
В заключение стоит сказать, что спокойный и предсказуемый стиль вождения — лучший способ продлить срок службы РКПП. Избегайте частых ускорений и торможений, особенно в условиях городского движения. Такой стиль уменьшает износ сцепления и других узлов коробки передач, что положительно сказывается на её долговечности.