Контрафакт, ассортимент и цены: эксперты рассказали об актуальном положении дел на рынке автозапчастей в России

0 20

Контрафакт, ассортимент и цены: эксперты рассказали об актуальном положении дел на рынке автозапчастей в России

фото: tarantas.news

Эксперты рассказали о текущем положении дел на российском рынке автозапчастей

В 2023 году более 23% российских автосервисов так или иначе столкнулись с поддельными автозапчастями. Об этом заявил Александр Груздев, международный эксперт в области анализа рынка и маркетинговых исследований, ссылаясь на данные опроса 1800 профессиональных участников рынка послепродажного обслуживания, проведенного в 35 городах России.

Имя сервиса важнее марки масла

Доля выявленных поддельных свечей зажигания в минувшем году составила 23%, фильтров — 15%, деталей подвески и рулевого управления — 14%. При этом самый большой процент контрафакта (30%) пришёлся на автомобильные масла и ГСМ. «Соответственно, в магазинах автозапчастей и на маркетплейсах этого „добра“ ещё больше», — подчеркнул эксперт.

По словам Александра Груздева, только масло Shell в прошлом году возили в Россию 104 компании. Основные поставки осуществляются из Омана, Гонконга, Вьетнама, Малайзии, Сингапура, Китая и пр.: «Что из этого объёма оригинал, а что не оригинал, никто точно не скажет, потому как на таможне сегодня отсутствует какой-либо контроль, и нет правообладателей, которые могли бы что-либо разъяснить. На сегодня это большая проблема как для автосервисов, так и для рядовых водителей». Аналитик рынка подчеркнул, что подделывают сегодня не только Shell, но и другие всемирно известные марки масел — Mobil, Castrol и иже с ними.

Татьяна Овчинникова, директор сети автосервисов Fit Service, подтверждает слова коллеги, при этом делает некоторое уточнение: «Потребитель, он ведь тоже привыкает к происходящему. Могу сказать, что наши клиенты зачастую даже не знают марок масел, с которыми мы сегодня вынуждены работать. Главное, на какую ценовую категорию водитель готов рассчитывать при замене масла. И здесь на первый план выходит не марка масла, а доверие к сервису, где оно будет меняться».

Алексей Груздев согласен с таким подходом: «Важность бренда — будь то автомобильного или производителя запчастей — сегодня резко упала. То, к чему люди годами привыкали, в один момент исчезло с рынка. С одной стороны, люди видят на полках разные имена масел, но при этом мало что из этого списка знают. Сегодня рынок начинает всё с начала».

На сколько выросли цены?

По мнению Алексея Склярова, директора по закупкам компании Rossko, запчасти ушедших брендов никуда не делись, они по-прежнему поставляются, в т. ч. по параллельному импорту, разве что на 20–40% сократился ассортимент этих марок и на 30–60% выросли цены. «Начиная с 2022-го и по середину 2023-го мы видели рост поставок запчастей по линии параллельного импорта, а с III квартала 2023 года — вдруг падение. Почему так произошло? Потому что на рынок было завезено слишком много запчастей ушедших брендов, и теперь они стоками покоятся на складах. Плюс проблемы, связанные с перечислением средств продавцу, а также изменившаяся за последние пару лет логистика», — заметил эксперт.

По его словам, цены в области логистики выросли на 10–20%, а по отдельным направлениям — в 3 раза. Это негативно отразилось на ценах для конечного потребителя (от 10 до 30%). Хорошо ещё, те же сервисмены проявляют понимание и не сильно завышают цены «от себя». «На мировые бренды запчастей наша наценка всегда была невысокой, — отметила Татьяна Овчинникова. — Потом, когда именитые производители из России ушли, наша наценка уменьшилась (на 0,3%). На те новые марки, что сегодня заходят в Россию, наценка, что называется, „в рынке, в экономике“. При этом есть прогноз, что в 2024 году наценка на запчасти может упасть в размере 4–5%».

Алексей Скляров утверждает, что дефицита с поставками запчастей сегодня нет. Его пик пришелся на август 2022 года, а текущий ассортимент (расходники и запчасти для планово-предупредительного ремонта) на 90% закрывают бренды, оставшиеся на рынке. «Особенность нынешней ситуации заключается в отсутствии единого ценообразования: можно, например, купить фильтр какой-нибудь известной марки по ценам, отличающимся друг от друга в несколько раз. Детали ввозятся абсолютно разного качества, и не важно, эконом это или премиум», — отметил директор по закупкам.

Отечественные производители — главный тренд

Корзина потребляемых запчастей, по словам эксперта, заметно выросла, особенно в эконом-сегменте (рост 48%). «Клиент, например, привык платить 3000 рублей за стойку KYB, потом её цена подскочила до 5000 рублей, и человек уже переходит на более дешёвый аналог, это нормально», — заметил Алексей Скляров.

При этом сегодня хорошо развиваются бренды, которые производят продукцию в России — этот тренд, по его словам, будет главенствующим на ближайшие годы. Часть потребителей переманивают новые бренды, появившиеся за последние 2 года, например, Sufix, Korson, Mirax Motor Oil, Lubex, MecaFilter, Azumi, Partra, Opet и т. п.

Есть на рынке место оригинальным запчастям, таковых по мнению высказавшихся экспертов, немало. Потребитель готов их покупать, причём, по разным причинам. В том числе по той, что иногда оригиналу нет альтернативы. А если она и есть, то долго не «ходит». К тому же, порой цена на оригинал сравнима с продукцией премиальных марок.

Ну и, конечно, подделки, о которых мы завили в начале, — они как ввозные, так и производимые в России. Особенно много контрафакта на те машины, что продаются массово (Toyota, VAG, Hyundai/Kia). Также в этом списке изделия, имеющие большую стоимость относительно затрат на производство подделок — MANN, KYB, Gates, Denso. По мнению спикеров, этот бизнес будет процветать и впредь.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.