Замена моторного масла по моточасам: что такое моточасы и как их рассчитать

0 24

Замена моторного масла по моточасам: что такое моточасы и как их рассчитать

Для подавляющего большинства рядовых автолюбителей норой считается следование тем интервалам замены моторного масла, которые прописаны в мануале. Как правило, это 10-15 тыс. км. пробега.  При этом более опытные водители придерживаются другого правила — менять масло в двигателе по моточасам, а не по пробегу. Сразу отметим, что такой подход является оптимальным, так как замена масла по моточасам позволяет заметно увеличить срок службы силового агрегата.    

  1. Моточас – это единица измерения времени работы двигателя в режиме оптимальных оборотов и умеренной нагрузки. Такой показатель позволяет точнее ориентироваться и определять остаточный ресурс моторного масла.
  2. Замена масла по моточасам позволяет своевременно менять масло в двигателе автомобиля, то есть до того момента, когда масло начинает активно терять свои  полезные свойства.
  3. Ошибочно полагать, что 1 моточас всегда равен астрономическому часу, то есть 60 минут. В основе для определения одного моточаса лежит количество оборотов коленчатого вала за 1 минуту.

Получается, условно в режиме высоких оборотов двигатель пройдет 1 моточас, например, за 20 минут, так как частота вращения коленвала выше. В свою очередь, в режиме холостого хода или низких оборотов на прохождение 1 моточаса потребуется уже 40-50 мин.

Также много зависит от условий эксплуатации авто, типа самого моторного масла  т.д. Подробнее о том, что такое моточасы, как рассчитать моточасы, а также когда  нужна замена и как менять масло по моточасам правильно, читайте в нашей статье. 

Почему лучше менять масло по моточасам

Замена моторного масла по моточасам: что такое моточасы и как их рассчитать

Начнем с того, что замена моторного масла по пробегу означает, что владелец ориентируется на весьма условные показатели. Основная причина в том, что в условиях постоянно изменяющихся нагрузок на двигатель и разных режимов эксплуатации ресурс масла также может сильно отличаться.  

Например, при езде по трассе на средних оборотах и без частых остановок срок службы моторного масла заметно увеличивается. В свою очередь, езда в городе в режиме старт-стоп, низкая скорость и постоянно изменяющиеся обороты мотора приводят к быстрому износу смазочного материала.

При этом в обоих случаях по пробегу замена масла должна производиться на 10-15 тыс. км, что не совсем правильно. Фактически, на автомобиле, который прошел эти километры по трассе, масло будет в нормальном состоянии, тогда как в условиях городской эксплуатации  масло уже давно отработало свой ресурс.

Также много будет зависеть и от самого качества моторного масла. Например, более дешевые минеральные и полусинтетические масла в условиях больших нагрузок могут терять свои свойства намного раньше, тогда как в трассовом режиме вполне нормально отрабатывают весь заявленный срок службы.

При этом использование дорогой синтетики также не решает проблему старения масла, так как синтетика больше ориентирована на лучшую защиту мотора, при этом пакет присадок в синтетических маслах сохраняет свои свойства не сильно дольше по сравнению с полусинтетикой. 

В результате становится понятно, что ориентироваться на пробег при замене масла можно только условно. Намного более точным и правильным подходом будет замена масла по моточасам. Моточасы двигателя позволяют точнее определить степень старения масла и сроки его замены. Сегодня на многих авто можно встретить счетчик моточасов,  однако такое решение все же имеют далеко не все автомобили. По этой причине каждый автовладелец должен знать, как правильно рассчитывать моточасы.  

Что такое моточасы двигателя: расчет моточасов

Замена моторного масла по моточасам: что такое моточасы и как их рассчитать

Сразу отметим, что общей универсальной формулы расчета моточасов для всех видов моторов не существует. Моточас нельзя равнять с 1 астрономическим часом,  также моточас не равен упрощенным и усредненным результатам расчетов, где указано, что 250 моточасов = 15 тыс. км. пробега и т.п. Для каждого двигателя расчет моточаса будет индивидуальным. 

Так или иначе, общий принцип расчетов базируется на показателях: 1 моточас – это отрезок времени работы двигателя, равный 60 минутам. Такой показатель по ряду причин считается более точным, чем пробег. При этом при расчете моточаса степень нагрузки на двигатель в этот отрезок времени не учитывается. По этой причине необходимо обращать отдельное внимание на определенные нюансы при расчете количества моточасов, которые проработал двигатель.

  • Чтобы рассчитать количество моточасов, можно воспользоваться универсальной формулой для расчета моточасов, в основе которой лежит пробег и средняя скорость движения автомобиля. Пробег нужно разделить на среднюю скорость. Например, проехав 1 тыс. км со средней скоростью 50 км/ч, время работы двигателя будет составлять около 20 моточасов.

В результате получаем формулу, включающую такие составляющие: пробег, средняя скорость  и время работы мотора. Получаем  следующее:  P=S*M (P – пробег, S – средняя скорость, M — моточасы). Также следует отдельно учесть время работы мотора при простоях в пробках, во время прогрева автомобиля и т.д, что напрямую зависит от индивидуальных условий эксплуатации авто.  В среднем, к полученному результату следует добавить еще 15-20%. Например, к полученным 20 моточасам следует еще 2 моточаса.

При этом также важно делать поправку на индивидуальные условия эксплуатации авто. Например, автомобиль может использоваться в качестве коммерческого автотранспорта или для решения каких-либо задач в рамках ведения бизнеса. В этом случае часто получается так, что двигатель часами работает на холостых оборотах, пробег небольшой , при этом по моточасам масло давно нужно менять.

Также добавим, что еще существует еще один способ, позволяющий более точно определить, когда требуется замена моторного масла. Кроме расчетов по моточасам и пробегу, можно произвести расчет по показателям расхода топлива. Если авто в смешанном цикле, например, потребляет 10 литров на 100 км, можно разделить количество пройденных километров (пробег) на общее количество потребленного топлива (расход). Полученные данные, в совокупности с расчетом моточасов по формуле, позволяют еще точнее определить интервалы замены смазки в двигателе.

При этом важно фиксировать расход, отмечая его увеличение или уменьшение в зависимости от условий эксплуатации. Например, если на машине получилось проехать на 1000 тыс. км меньше, например, 9 тыс. км вместо 10 тыс. км на 1 тонне горючего, это значит, что и масло в таком случае нужно менять через 9 тыс. км пробега, а не через 10.

Конечно, такой способ менее точный, чем расчет по моточасам, однако также можно дополнительно учитывать полученные результаты при общих расчетах. Главное, чтобы двигатель и его системы были исправны, так как проблемы с мотором и его системами могут привести к увеличению расхода горючего при одинаковых условиях эксплуатации.

Когда менять масло по моточасам

Замена моторного масла по моточасам: что такое моточасы и как их рассчитать

Знание того, как рассчитать моточасы, позволяет более точно определить, когда менять масло в двигателе.  Следует отметить, что производители двигателей, а также некоторые изготовители моторных масел отдельно указывают ресурс моторного масла как по пробегу, так и по моточасам.

С учетом того, что масла бывают синтетическими, полусинтетическими и минеральными, можно выделить их приблизительный, при этом весьма усредненный расчетный срок службы:

  • минеральное масло — до 150 моточасов;
  • полусинтетическое масло — до 250 моточасов;
  • синтетическое масло (гидрокрекинг) — до 350 моточасов;
  • чистая синтетика ПАО – до 450 моточасов.

С учетом того, что зачастую моторные масла, которые сегодня использует большинство автовладельцев, представлены полусинтетикой и обычной синтетикой на гидрокрекинговой основе, средний срок службы таких масел составляет от 200 до 300 моточасов.   Если масло соответствует допуску LongLife, срок  службы такого продукта увеличен на 20-25%.

Так или иначе, часто выходит, что при традиционной замене по пробегу на 15 тыс. км,  масло к этой отметке уже полностью вырабатывает свой ресурс, двигатель активно изнашивается. Если же пересчитать моточасы, то замена масла должна была производиться с интервалом около 10-12 тыс. км. пробега, а не 15 тыс. км.

В результате часто на вторичном рынке попадаются машины, которые еще достаточно «свежие» по году выпуска и пробегу, однако двигатель уже сильно изношен, так как автомобиль обслуживался строго по регламенту, то есть масло менялось каждые 15 тыс. км, а не 10-12 тысяч километров пробега.  

Счетчик моточасов

Замена моторного масла по моточасам: что такое моточасы и как их рассчитать

Следует отметить, что некоторые автомобили могут иметь отдельную опцию — специальный счетчик моточасов.  Данное решение самостоятельно считает моточасы и автоматически уведомляет водителя, когда  приближается срок замены масла в двигателе. После замены счетчик обнуляется, система сама будет считать моточасы в зависимости от условий эксплуатации авто и далее снова уведомит водителя о необходимости заменить моторное масло.

Как правило, такая опция встречается на автомобилях немецких автоконцернов. Дело в том, что технически такие машины сложные, часто оснащаются турбонаддувом, двигатели высокопроизводительные и теплонагруженные. В результате требования к самому качеству масла и его состоянию в двигателе серьезно повышаются. Часто, даже применительно к полностью синтетическим маслам, счетчик моточасов определяет необходимость замены на 250-300 моточасах.  

Если же такого счетчика нет, можно высчитывать моточасы самостоятельно, воспользовавшись формулой, о которой мы говорили выше. Также можно дополнительно воспользоваться формулой расчета расхода топлива и пробега. Параллельно существует и другой вариант — установить электронный счетчик моточасов отдельно, то есть как дополнительное оборудование.

  • Электронный счетчик моточасов — контроллер, который автоматически считает моточасы, есть опция обнуления после каждой замены масла. Решение практичное и удобное,  отличается приемлемой стоимостью, широко применяется как на автомобилях, так и на других видах техники с ДВС.

    Замена моторного масла по моточасам: что такое моточасы и как их рассчитать

    Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое турботаймер. Из этой статьи вы узнаете, для чего нужен труботаймер, на какие моторы его нужно устанавливать, а также в каких случаях наличие турботаймера обязательно.

Часто такие счетчик по моточасам устанавливают в том случае, если мотор прошел процедуру форсирования, работает в условиях высоких нагрузок и т.д. В этом случае предельно важно своевременно менять моторное масло, так как ухудшение его свойств может стать критичным для двигателя даже после непродолжительной работы под нагрузкой на смазке, которая выработала свой ресурс. Простыми словами, может быть достаточно нескольких сотен километров, чтобы «убить» двигатель или турбину при езде на масле, выработавшем свой ресурс.   

В продаже представлены счетчики моточасов разных типов: электронно-механический, электронный, вибрационный. Первый вариант на легковых авто практически не встречается, так как ставится преимущественно на спецтехнику.

На легковых машинах самым распространенным считается электронный счетчик, подходит для бензиновых моторов и двигателей, работающих на газу. Вибрационный  датчик «считывает» вибрации двигателя и является решением для дизельных двигателей.  Независимо от типа, устройство активируется автоматически, то есть моточасы начинают считаться сразу после начала работы двигателя.

Подведем итоги

Рассмотренная выше формула позволяет понять, что такое моточас и когда менять моторное масло в двигателе  по моточасам. Другими словами, подобные расчеты позволяют точно определить, когда оптимально обслуживать силовой агрегат применительно к тем или иным условиям эксплуатации автомобиля.

При этом важно понимать, что один моточас для бензинового или дизельного двигателя представляет собой определенный отрезок времени работы мотора под определенной нагрузкой. Получается, чем выше нагрузка, тем больше оборотов сделает коленчатый вал и двигатель быстрее накручивает моточасы.  В свою очередь, уменьшение нагрузки и снижение оборотов будет означать, что мотор будет накручивать моточасы медленнее.

Замена моторного масла по моточасам: что такое моточасы и как их рассчитать

Рекомендуем также прочитать статью о том, когда менять масло в коробке автомат. Из этой статьи вы узнаете, почему нужна замена масла в АКПП, на что следует обращать внимание, а также как часто и почему необходимо выполнять замену масла в автоматической коробке передач. Так или иначе, нужно учитывать, что расчет моточасов по формуле  будет точнее, чем интервалы замены масла по пробегу, однако полученные расчетные показатели также будут достаточно усредненными. Дело в том, что масло в разных двигателях тоже изнашивается и срабатывается не одинаково, многое зависит от типа моторного масла, пакета присадок, масляной основы и т.д.

Напоследок отметим, что общей рекомендацией можно считать следующее:  менять синтетическое моторное масло оптимально через 250 моточасов на форсированном моторе с турбонаддувом,  полусинтетику рекомендуется заменить уже на 180 моточасах. Если двигатель атмосферный и эксплуатируется в штатных режимах, интервалы замены можно увеличить на 20-25%.  В свою очередь, предельно высокие нагрузки на мотор будут означать, что указанные интервалы замены масла по моточасам сокращают на 30-50%.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.