В России пьяный мотоблок круче любого «Ленд Крузера»

0 4

В России пьяный мотоблок круче любого «Ленд Крузера»

Проблема ДТП с электросамокатами и прочими средствами индивидуальной мобильности (СИМ) сейчас в топах новостей, так как ситуация действительно вышла из-под контроля.

Особенно в части езды в нетрезвом состоянии, нарушений скоростного режима и передвижения по дорогам общего пользования (ДОП). Между тем СИМ просто на виду, они катаются по столице и мозолят всем глаза, включая высших чиновников. Тогда как за МКАД есть опасности и пострашней.

На днях в Ярославской области произошло страшное ДТП — внедорожник Toyota Land Cruiser 100 сбил мотоблок, погибли два человека включая 15-летнего юношу. Водитель с места аварии скрылся, то есть совершил преступление. Но в данном случае, похоже, это его единственная вина.

Шоссе в том месте прямое, обзор отличный — автор хорошо знает данную местность. И авто, и мотоблок двигались в одну сторону, то есть водитель машины просто не заметил невысокий самоходный агрегат. На улице было уже темно, а светотехника на мотоблоке отсутствовала. Хотя таковую не проблема установить. Судя по фото с места ДТП, механизм был укомплектован двигателем Lifan, к которому продаются штатные катушки освещения — всего 1500−2200 рублей. Можно установить фару, габаритные огни и указатели поворотов. Аналогичные катушки есть и на другие моторы.

У водителя и его пассажира на одежде отсутствовали светоотражающие элементы, а сам «пилот», по словам местных жителей, был выпивши. Кстати, передвигаться именно по шоссе там вовсе не обязательно, есть и другая дорога — по улицам деревни. Но селянин грубо нарушил ПДД, выехав на своём сельхозинвентаре на ДОП. Не говоря уже о том, что подшофе.

Ситуация, увы, обычная. Пьяный водитель на мотоблоке — очень частый фигурант страшных новостей. Практически всегда кто-то гибнет, а водитель авто садится за решётку. Даже если и не покидал место ДТП. Сбил — значит, виноват. Странная логика.

По подмосковному шоссе в темноте несётся мотоблок, за рулём мужик с красной мордой, в кузове — два безвольных тела и бутылки со спиртным. Не иначе как ездили в ближайший магазин, не хватило. С трудом увернулся, так как пепелац вилял по всей дороге, выписывая жуткие кренделя. Даже светоотражающие элементы (катафоты) на кузове отсутствовали, в темени аппарат не было видно уже с двух метров. Призрак, летящий на крыльях ночи. Пьяный призрак.

Что с ним можно сделать? По сути, ничего! Хотя нормативная база вроде как существует. Правда, она странноватая, а местами и вовсе противоречивая…

16 мая 2019 года вступило в законную силу решение совета Евразийской экономической комиссии, по которому мотоблок (мотокультиватор) отнесен к категории тракторы одноосные. И по ДОП на нём можно передвигаться лишь при наличии водительского удостоверения тракториста-машиниста категории «А, А1». Более того, если рабочий объем мотора свыше 50 куб.см. или максимальная конструктивная скорость (при любом объёме ДВС) свыше 50 км/ч, аппарат полагается регистрировать в ГИБДД.

Правда, что такое эта самая комиссия никто не знает, в ПДД всё это не прописано, в КоАП — тоже.

«По некоторым делам об административных правонарушениях суды кассационной инстанции, пересмотрев состоявшиеся решения о привлечении лиц к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП, пришли к выводу о том, что исходя из положений Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста [тракториста] (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 796), а также примечания к ст. 12.1 КоАП мотоблоки, которыми управляли привлеченные к ответственности лица, транспортными средствами признаны быть не могут, поскольку не подлежат государственной регистрации и не являются самоходными машинами, на управление которыми требуется специальное право», — говорится в разъяснении правоведов.

Причём дела свежие, этого года! Всё, как обычно: нетрезвые персонажи за рулём мотоблоков, очередные ДТП с ними.

«При использовании мотоблока в качестве устройства для перевозки людей, грузов по дорогам общего пользования, такое средство определяется как самоходная машина и для его управления необходимо наличие в удостоверении тракториста открытой категории „В“ — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт. Лица, управляющие самоходными машинами приравниваются к водителям. При выявлении нарушения требований Правил дорожного движения (управление самоходной техникой без водительского удостоверения соответствующей категории, управление в состоянии опьянения либо иных нарушений) водитель будет привлечен к административной ответственности согласно Кодекса об Административных правонарушениях. Напоминаем, что за управление транспортным средством в состоянии опьянения предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность», — такова позиция МВД.

Только вот суды считают иначе, и у них есть на то буква закона. Да и с категориями водителей-трактористов, как видим, какая-то путаница. Добавляют неразберихи в этот бардак сами люди из МВД, которые отказывают в постановке на учёт мотоблоков, а также не выдают их водителям соответствующих документов на право управления.

Никому ничего не нужно. Поэтому нетрезвые «пилоты» мотоблоков нагло дефилируют прямо на глазах инспекторов ДПС, и те вынуждены просто отворачиваться. Так как кроме проблем, задержание такого персонажа ничего не принесёт. Ещё и пострадать можно, если нарушитель начнёт писать во все инстанции. А он ведь начнёт.

Всё непонятно и с ущербом. Положим, в ДТП все выжили, а виновный очевиден — пьяный (или трезвый, не суть) водитель мотоблока. Однако российские законы устроены так, что во всём по определению виноват владелец авто. Даже если ему прямо под колёса упал пьяный в лоскуты тип. Типа не предотвратил — вот тебе срок.

Кстати, именно по этой причине водители нередко покидают места таких ДТП. Ведь они, по сути, без вины виноватые. Не стоит такого делать, этим вы только усугубите своё положение.

В ПДД совершенно правильно написано, что «автомобиль — источник повышенной опасности». Факт. А мотоблок? К примеру, ВАЗ «Гранта» весит около 1100 кг, у машины мощные тормоза, вполне достаточные для её класса, хорошие фары.

Мотоблок МТЗ «Белорус-09Н» весит без малого 200 кг, прицеп к нему — ещё 200 кг. Итого около 400 кг. Грузоподъёмность — 350 кг по паспорту, но чаще наваливают намного больше. Плюс ездок. Тормозов, по сути, тут нет, они тут очень условные, фары нет. Мотоблок «Нева» МБ2 — около 100 кг, плюс прицеп, ещё около 120 кг, плюс ездок, плюс груз. Тормоза и здесь де-факто отсутствуют, светотехники в штатной комплектации нет. Иными словами, ещё непонятно, что опасней — авто или такие неуправляемые самоходы.

Мотоблоки нынче продаются практически в каждом магазине, тележки к ним — там же. И в инструкциях к оным на русском (и не только) языке написано, что для передвижения по ДОП данные устройства не предназначены. Любопытно, в годы СССР написанное в инструкции было практически законом, так как «мануал» всегда проверяли соответствующие министерства и ведомства. Сейчас такого нет, что усугубляет проблему.

По сути, прицеп к мотоблоку нужен лишь для того, чтобы перевести на сотню-другую метров некие стройматериалы или иные грузы. От границы участка в его глубину, или как-то так. Но никак не для поездок в магазин за водкой. И не для весёлых покатушек в нетрезвом виде.

Всё это должно сурово караться — как это происходит в других странах. В той же Европе и мотоблоки продаются, и телеги к ним тоже. Но никому не придёт в голову кататься на них по автобанам. Огромный штраф, а то и тюремный срок. А у нас — сколько угодно. Законов-то нет.

Источник

Leave A Reply

Your email address will not be published.